Сергей Михайлов о проекте «Коник, который потерял себя (Коник и Волшебное Дерево)»

плакат

31 января в Закхаймских воротах прошла презентация проекта «Коник, который потерял себя (Коник и Волшебное Дерево)», который предполагает издание одноимённой книги. Ожидалась и презентация самой книги, но технические неувязки не позволили отпечатать вовремя первую часть тиража. Поэтому январское мероприятие было минималистично и по форме, и по содержанию – что, в общем-то, соответствовало эстетической концепции проекта.

Книжка представляет собой историю о Конике, рассказанную на сорока страницах посредством ряда чёрно-белых фотографий и лаконичного текста, расположенного по типу верлибра (автор идеи и иллюстраций – фотохудожник Александр Матвеев, автор сюжета и текста скрыт под именем RĀMANS). Параллелизм «застывших» изображений и текучих строк подчёркивает меланхоличную динамику этой философской сказки для любого возраста. Словесный и визуальный ряды представляются совершенно равнозначными и не разделимыми её элементами, что в широком смысле позволяет отнести их целое к жанру комикса.

18

Прошлой весной авторы подавали макет книги на конкурс издательских проектов правительства Калининградской области, но «Коник» не прошёл… Это их не остановило, доказательством чему служит и январская презентация, и тираж из 30 экземпляров, выпущенный позднее на собственные средства.

Электронную версию книги «Коник, который потерял себя» смотрите здесь.

А бумажный экземпляр книги за 400 руб. можно заказать по почте: fotomat@yandex.ru.

17

Про то, как просто найти себя

Представим себе, что мы держим в руках книжку «Коник, который потерял себя». Это подкупающее единство изображения и слова.

Нам, взрослым, это просто необходимо – потренировать таким образом своё воображение, чтобы суметь разглядеть в этих просторных страницах, лаконичных текстах и минималистских фотографиях скрытую суть привычных нам вещей: мир, дерево, снег, сказка.

Попробуем сыграть в этого «коника» – стать им. Это забавно, это простая история. Потерять себя – открыть мир вокруг – опуститься на самое дно – подняться на самый верх – понять других – вновь найти себя. Просто, верно же? Отчего же мы грустим, кивая головой? Возможно, потому что на своём опыте знаем трудную правду известной детской присказки: «Легко сказать…» Возможно, нам страшно потерять себя, а без этого и найти себя не удастся. Или, возможно, смутно догадываемся, что, найдя себя, – ужаснёмся этой находке…

13

Но – веселее! Это же игра, это же сказка, и конец у неё – счастливый. Коник тоже поначалу грустит, но он не боится этой одинокой грусти, он не боится самого Ада. Смелый коник. Держитесь его – и попробуем тоже найти себя, потому что без этого, ну поверьте, совсем не годится. А если всё же не будет получаться – возьмите в помощь ребёнка: он, маленький, лёгкий и бесстрашный, как тоже коник, выведет вас на свет. Научит. И сам научится этому непреодолимо простому, единственному пути.

4

И ещё дети умеют заразительно радоваться и хорошей истории и хорошей книжке. А «Коник, который потерял себя» – хорошая книжка с хорошей историей. В ней нет главного недостатка плохих детских книжек, и в ней есть важное достоинство «взрослого» предмета искусства. Нет – затейливого сюсюканья, унизительного для обеих сторон. Есть – вкус, который сообщает нам и нашим детям о законах гармонии, о её возможности. Приводит нас, потерянных, в состояние совестливого равновесия с миром и собою.

Очень полезная книжка.

Сергей Михайлов

Leave a Reply