Алексей Закеев. «Современные записки» о Фридрихе Ницше

Фридрих Ницше. Иллюстрация с сайта artistquoteoftheday.wordpress.com

Фридрих Ницше. Иллюстрация с сайта artistquoteoftheday.wordpress.com

Философия Ницше не случайно вызывала интерес русского зарубежья. В эмиграции между двумя мировыми войнами идеи Ницше были отчасти восприняты по-новому, отчасти интерпретировались вполне в духе серебряного века. Разница в том, что до революции он провидец будущего, после революции – пророк, чье предсказание осуществилось. Эмиграции казалось, что именно ему удалось предсказать ту катастрофу, что постигла Европу в начале ХХ века и в, конечном итоге, породила русскую революцию.

Среди актуальных для немецкого мыслителя сюжетов один из первых – проблема разрушения и умирания культуры. Одной из самых востребованных идей была идея сверхчеловека, который для одних был воплощением антихриста, для других – проявлением человекобожества.

Большой интерес вызвала идея о переоценке ценностей, которая напрямую связана с сюжетом о сверхчеловеке. Она также интерпретировалась неоднозначно: осуществление переоценки ценностей многие мыслители нашли в только что состоявшейся революции и мировой войне. Некоторые религиозные мыслители увидели в ней искушение гордыней.

Личность самого философа, как и прежде, вызвала бурный интерес у эмиграции, рассматривалась трагичность его судьбы, значение болезни в его становлении, обсуждалась уникальность его как мыслителя.

Стоит отметить большое количество различных эпитетов, которые применялись к Ницше, такие как безумец, пессимист, аморалист, артист, эстет, язычник, художник-тиран.

Зачастую имя философа упоминается в одном ряду с Шестовым, Достоевским, Толстым, Шопенгауэром, Гете, Вагнером, Ибсеном, Шпенглером. Иногда в этот список попадают Ленин с Марксом. Однако многие значимые идеи Ницше не вызвали интереса.

Практически не представлены идеи посвященные музыке, которой Ницше уделял не последнее место. Тезис о смерти бога, как и мысли из работы «К генеалогии морали», оставались без должного внимания, так же как и обойден молчанием в русском зарубежье один из самых знаменитых его персонажей – Заратустра.

Стоит отметить то, что русская эмиграция очень четко разводила идеи Ницше и мысли следовавшего за ним ницшеанства, отличавшегося расистскими настроениями. Для русского зарубежья Ницше был врагом всякой расистской «ерунды и выдумки». В этой связи можно вспомнить Степуна, который говорил о Ницше : «всякая попытка популяризации – его уничтожает».

Для русского зарубежья философские идеи Ницше становятся необходимой составляющей обсуждения современного состояния общества, его трагического прошлого, неопределённого будущего. Это связано с созвучием идей немецкого философа к русской эмиграции, которая остро переживала свою оторванность от Родины, была обречена революцией на поиск новых идеалов и ценностей.

Ниже приводится список статей и рецензий, опубликованных в журнале “Современные записки”. Все они в той или иной мере касались творчества Фридриха Ницще

 1920 г.

Шестов Л.  Откровение смерти. (Последнее произведение Л.Н. Толстого.)  (№1) // Современные записки. Париж. 1920. №1. С. 81-106

Шестов Л. Откровение смерти. (Окончание) (№2) // Современные записки. Париж. 1920. №2. С. 92-123

Ловцкий Г.  Музыка и диалектика. (О творчестве А.Н. Скрябина) (№2) // Современные записки. Париж. 1920. №2. С. 124-140.

1921 г.

Шестов Л.  Тысяча и одна ночь. (№3) // Современные записки. Париж. 1921. №3. С. 123-141.

Шлецер Б.  Рец. на: Кн. Н.С. Трубецкой «Европа и человечество». (№4) // Современные записки. Париж. 1921. №4. С. 376 – 381

Алданов М.А.  Два этюда: I. Эрих Людендорф. II. Жорж Клемансо. (№5) Современные записки. Париж. 1921. №. С. 143 – 170.

Шлецер Б.  Рец. на: Сергей Булгаков «На пиру богов»; Рабиндранат Тагор «Дом и Мир». (№5) // Современные записки. Париж. 1921 №5. С. 362 – 365

Шестов Л.  О корнях вещей. (№5) // Современные записки. Париж. 1921. №5. С. 104 – 142.

Минский Н.  Единственный светоч. (№6) // Современные записки. Париж. 1921. №6. С. 207 – 217.

Шлецер Б.  Рец. на: Шарль Андлер «Предшественники Ницше». (№6) // Современные записки. Париж. 1921. №6. С. 332 – 337.

Лурье С.В.  Два пути. (Философия идеи и философии переживания) (№7) // Современные записки. Париж. 1921. №7. С. 162 – 187.

Шлецер Б.  Рец. на: Шарль Андлер «Молодость Ницше». (№7) // Современные записки. Париж. 1921. №7. С. 402 – 404.

Левинсон А.: Сюарэс. (№7) // Современные записки. Париж. 1921 №7. С. 351 – 362.

1922 г.

Шестов Л.  Преодоление самоочевидностей. (к столетию рождения Ф.М. Достоевского)(№9) // Современные записки. Париж. 1922. №9. С. 190 – 215.

Шлецер Б.  Русский спор о культуре. (Переписка из двух углов) (№11) // Современные записки. Париж. 1922. №9. С. 195 – 211.

Шлецер Б.  Рец. на: «Мысль» Журнал Петербуржского философского общества, под ред. Э.Л. Родлова И Н.О. Лосскаго. // Современные записки. Париж. 1922. №. С.

Шестов Л.  Дерзновение и покорность (Из книги «Странствования по душам») Гл.I – XV/ ( №13) // Современные записки. Париж. 1922. №13. С. 151 – 158.

1923 г.

Степун Ф.А.  Николай Переслыгин. Философский роман в письмах. Часть I. (№14) // Современные записки. Париж. 1923. №14. С. 1 – 84.

Степун Ф.А.  Николай Переслыгин. Ч. II (№15) // Современные записки. Париж. 1923. №15. С. 51 – 99.

Ловцкий Г.Л.  Л.И. Шестов. Власть Ключей. (№15) // Современные записки. Париж. 1923. №15. С. 413 – 419.

Белый А.  Отклик прежней Москвы. (№16) // Современные записки. Париж. 1923. №16. С. 190 – 209.

1924 г.

Степун А.Ф.  Сергеев – Ценский: Преображение. Роман. (№18) // Современные записки. Париж. 1924. №18. С.  429 -434

Шестов Л.И.  Гефсиманская ночь. (Философия Паскаля) (№19) // Современные записки. Париж. 1924. №19. С. 176 – 205.

Шестов Л.И.  Гефсиманская ночь. (Окончание) (№20) // Современные записки. Париж. 1924. №20. С. 235 – 264.

Степун Ф.А.  Николай Переслыгин. (Роман) (№22)  // Современные записки. Париж. 1924. №22. С. 149 – 173.

Вишняк М.В.  Оправдание равенства. (№22) // Современные записки. Париж. 1924. №7. С. 316 – 335.

1925 г.

Бунин И.А.  Митина Любовь. (Роман) (№23) // Современные записки. Париж. 1925. №23. С. 13 – 54.

Ступун Ф.А.  Мысли о России. (№23) // Современные записки. Париж. 1925. №23. С. 342 – 373.

Гиппиус З.  «Новь». (№23) // Современные записки. Париж. 1925. №23. С. 421 – 430.

Бердяев Н.А.  В защиту христианской свободы. (Письмо в редакцию)(№24)  // Современные записки. Париж. 1925. №24. С. 285 – 303.

Степун Ф.А.  По поводу письма Н.А. Бердяева. (№24) // Современные записки. Париж. 1925. №24. С. 304 – 320.

Шмелев И.С.  На пеньках. (№26) // Современные записки. Париж. 1925. №26. С. 102 – 160.

1926 г.

Ф. Степун  Литературные заметки. (И. А. Бунин. По поводу «Митиной любви») (№27) // Современные записки. Париж. 1925. №27. С. 323 – 345.

1927 г.

Бицилли П.М. Св. Франциск Ассизкий и проблема ренессанса.(1226 – 1926) (№30) // Современные записки. Париж. 1927. №30. С. 520 – 536.

Бицилли П.М.  Рец. на: С. Серапин: Пушкин и музыка. Опыт выявления литературно-музыкальной проблемы. София. 1926. (№31) // Современные записки. Париж. 1927. №31. С. 468 – 471.

Ловцкий Г.  Les maitres de la pensee antichretienne sous la direction de M. Louis Rougier. (№31) // Современные записки. Париж. 1927. №31. С. 493 – 497.

Степун Ф.А.  Мысли о России. (№32) // Современные записки. Париж. 1927. №32. С. 279 – 310.

Иванович Ст.  Об историческом массиве. (№32) // Современные записки. Париж. 1927. №32. С. 356 – 380.

Ловцкий Г.Л.  Народная песнь и частушка. (№33) // Современные записки. Париж. 1927. №33. С. 436 – 445.

Шестов Л. – Умозрение и апокалипсис (Религиозная философия Вл. Соловьёва). №34 // Современные записки. Париж. 1927. №34. С. 282 – 312.

1928 г.

Мережковский Д.С.  Наполеон человек. (Главы из книги) (№34) // Современные записки. Париж. 1928. №34. С. 226 – 259.

Мережковский Д.С.  Наполеон человек. (№35) // Современные записки. Париж. 1928. №35. С. 243 – 289.

Гессен С.И. Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского. (№35) // Современные записки. Париж. 1928. №35. С. 308 – 338.

Бицилли П.М. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого. (№36) // Современные записки. Париж. 1928. №36. С. 274 – 304.

Степун Ф. Рец. на: К молодой России. Сборник младороссов. (№37) // Современные записки. Париж. 1928. №37. С. 546 – 549.

1929 г.

Зенькоский В. Система культурного дуализма. (№38) // Современные записки. Париж. 1929. №38. С. 352 – 379.

Алданов М. Ключ. (Роман) (№39) // Современные записки. Париж. 1929. №39. С. 5 – 75.

Гессен С.И. Рец. на: Николай Бердяев: Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. (№39) // Современные записки. Париж. 1929. №39. С. 547 – 554.

Бицилли П.М. Нация и язык. (№40) // Современные записки. Париж. 1929. №40. С. 403 – 426.

1930 г.

Федотов Г. Новая Россия. (№41) // Современные записки. Париж. 1930. №41. С. 276 – 311.

Ловцкий Г. Рец. на: Л. Шестов: На весах Иова. (№41) // Современные записки. Париж. 1930. №41. С. 532 – 537.

Бердяев Н. О характере русской религиозной мысли (№42) // Современные записки. Париж. 1930. №42. С. 309 – 343.

Степун Ф. Германия. (№42)  // Современные записки. Париж. 1930. №42. С. 413 – 427.

Шестов Л. О втором измерении мышления. (№43) // Современные записки. Париж. 1930. №43. С. 311 – 352.

Бердяев Н. Первородный грех и социальное творчество. (№44) // Современные записки. Париж. 1930. №44. С. 321 – 352.

Луганов Н. Письмо из Германии. (№44) // Современные записки. Париж. 1930. №44. С. 448 – 463.

1931 г.

Гессен С.И. Борьюа утопии и автономии добра в  мировоззрении Ф.М. Достоевского и Вл. Соловьева. (№45) // Современные записки. Париж. 1931. №45. С. 271 – 305.

Луганов Н. Письмо из Германии. (Нац. – социалисты) (№45) // Современные записки. Париж. 1931. №45. С. 446 – 475.

Бердяев Н. Основная антиномия личности и общества. (№47) // Современные записки. Париж. 1931. №47. С. 375 – 394.

1932 г.

Бицилли П.М. К пониманию современной культуры. (№49) // Современные записки. Париж. 1932. №49. С. 313 – 334.

1933 г.

Бицилли П.М. Жизнь и литература. (№51) // Современные записки. Париж. 1933. №51. С. 273 – 288.

Федотов Г. Правда побеждённых. (№51) /  Современные записки. Париж. 1933. №51. С. 360 – 386.

1934 г.

Степун Ф. Ив. Бунин. (№54) // Современные записки. Париж. 1934 №54. С. 197 – 211.

Адамович Г. Верность России. (№55) // Современные записки. Париж. 1934. №55. С. 326 – 338.

Степун Ф. Христианство и политика. (№55) // Современные записки. Париж. 1934. №55. С. 308 – 326.

Бицилли П.М. И. Милинин: Комплекс Эдипа и судьба Михаила Бакунина. (№55) // Современные записки. Париж. 1934. №55. С. 396 – 407.

Бицилли П. Гоголь и Чехов. (№56) // Современные записки. Париж. 1934. №56. С. 298 – 308.

Степун Ф. Памяти Андрея Белого. (№56) // Современные записки. Париж. 1934. №56. С. 257 -283.

1935 г.

Вишняк М. Штыки и «мистика».(№57) // Современные записки. Париж. 1935. №57. С. 330 – 340.

Фёдоров Г. Новый идол. (№57)  // Современные записки. Париж. 1935. №57. С. 397 – 411.

Вишняк М. Культ героев. (№58)  // Современные записки. Париж. 1935. №58. С. 378 – 396.

Адамови Г. Несостоявшаяся прогулка. (№59) // Современные записки. Париж. 1935. №59. С. 288 – 296.

Лазарев А. Лев Шестов. (№61)

Грюнвальд К. Новая религия. (№61) // Современные записки. Париж. 1935. №61. С. 312 – 328.

Адамович Г. Максим Горький .(№61) // Современные записки. Париж. 1935. №61. С. 389 – 392.

Шварц М. Освальд Шпенглер. (№61) // Современные записки. Париж. 1935. №61. С. 422 – 426.

Степун Ф. Вячеслав Иванов. (№62) // Современные записки. Париж. 1935. №62. С. 229 – 246.

Бердяев Н. Лев Шестов и Киеркегаард. (№62) // Современные записки. Париж. 1935. №62. С.376 – 382.

1936 г.

Адамович Г. Пушкин. (№63) // Современные записки. Париж. 1936. №63. С. 198 – 204.

Х. Оттуда. (№63) // Современные записки. Париж. 1936. №63. С. 331 – 344.

1937 г.

Иванов Вяч. О Пушкине. (№64) // Современные записки. Париж. 1937. №64. С. 177 – 196.

Сабанеев Л. Музыкальное творчество в эмиграции. (№64) // Современные записки. Париж. 1937. №64. С. 393 – 409.

1938 г.

Авксеньев Н. Масарик – Философ демократии. (№65) // Современные записки. Париж. 1938. №65. С. 282 – 288.

Алданов М. Начало конца. (№66) // Современные записки. Париж. 1938. №66. С. 97 – 176.

Шестов Л. Николай Бердяев (№67) // Современные записки. Париж. 1938. №67. С. 196 – 229.

1939 г.

Булгаков С. Некоторые черты религиозного мировоззрения Л. Шестова. (№68) // Современные записки. Париж. 1939. №68. С. 305 – 323.

Бердяев Н. Парадокс лжи. (№69) // Современные записки. Париж. 1939. №69. С. 272 – 279.

1940 г.

Адамович Г. Внимания ужасам войны. (№70) // Современные записки. Париж. 1940. №70. С. 157 – 164.

Бицилли П. М. Вторичное равенство. (№70) // Современные записки. Париж. 1940. №70. С. 264 – 268.

Leave a Reply