Доклад А. Н. Круглова «Философия Канта в России: история и мифология» в Доме Лосева

Рецепция философии Канта в России началась еще при жизни кенигсбергского философа: в 1790 году в речи профессора И. В. Л. Мельмана появляется первое известное на сегодня печатное упоминание имени Канта в России, годом спустя выходят «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина с описанием посещения Канта в Кенигсберге, в 1794 году Кант становится иностранным членом Академии наук в Санкт-Петербурге, в 1795 году профессор И. М. Шаден читает первый курс по кантовской философии в российском университете, а в 1803 году выходит первый перевод на русский язык кантовского сочинения – «Основоположения к метафизике нравов». Процесс рецепции кантовской философии в России продолжается и по сей день, однако за прошедшие столетия он успел обрасти целым рядом мифов и недоразумений.

К числу некоторых предрассудков в упрощенном и огрубленном виде можно отнести следующие:

  • восприятие философии Канта в России было поверхностным и кратковременным, особенно в сравнении с философией Ф. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля;
  • восприятие Канта было почти исключительно негативным и не привело к появлению его русских сторонников;
  • для русской культуры в целом характерно отторжение кантовских взглядов;
  • русская философия в целом испытывала некую идиосинкразию относительно кантовской философии;
  • русская православная мысль проницательно обнаружила некие дьявольские и сатанинские черты в философии Канта;
  • русская литература творчески развила прозрения о дьявольской и сатанинской сущности кантовской философии;
  • демонизация Канта и кантовской философии является характерной и отличительной чертой русского и православного восприятия;
  • к этому следует добавить значительное число курсирующих в России небылиц, касающихся жизни и личности самого Канта.

Реальная же история кантовской рецепции в России становится понятна, если обратить свой взор на ту роль, которую играла философии Канта в российских университетах (на первом этапе – Московском, Санкт-Петербургском, Казанском, Харьковском и Киевском), на ее различное значение для развития тех или иных философских дисциплин в России (этике, метафизике, учении о познании, эстетике, философии права, антропологии), на оценки Канта в духовных академиях Санкт-Петербурга, Москвы, Киева и Казани. Более широкий контекст распространения кантовской философии в России проявляется в русской литературной кантиане, ибо фигура Канта оказывается тесно вплетенной в русскую литературу уже с XVIII века. У одних русских писателей имя немецкого философа упоминалось лишь эпизодически, другие делали его действующим лицом собственных произведений, третьи посвящали ему свои стихи, четвертые высказывали в его адрес свои оценки в литературно-критических статьях. Романтик и мечтатель, немощный умствующий старец, великий религиозный и нравственный учитель, лукавец, эгоист, себялюбец и мещанский индивидуалист, все перемалывающий мыслитель и эстет, декадент, исключительный рационалист и мистик, безумный артист, чудовищный революционер, бесполое существо и гениальный мертвец – таковы далеко не все обличья, которые Кант принимает на страницах русской прозы и поэзии.

В результате вместо однозначного и единого облика Канта в России появляется многоликий и противоречивый образ, вбирающий в себя и Кащея бессмертного, и Столп Злобы Богопротивной, и второго Иисуса Христа. Для одних россиян Кант был наводящим ужас плешивым, изуродованным старичонкой, неприятнейшим и все разламывающим брюзгой, философом безнадежности и отчаяния, тюремщиком, связавшим людей по рукам и ногам и костлявой рукой ворующим их сердца, тончайшим эгоистом, превратившим гражданское общество в толпу рабов, великим лукавцем, богоборцем и атеистом, который своим холодным и оледеняющим душу учением все разрушил, но ничего не построил, а нас самих обезличил и раздробил двенадцатизубою мясорубкою своих категорий. Для других же россиян все тот же Кант являлся благосклонным, ласковым и нежным старичком, скромнейшим и трудолюбивейшим человеком с бескорыстнейшей мыслью, препрославленным мудрецом, делающим эпоху в философии и переполненном познаниями, воспитателем разума, снявшим пелену с глаз у философов, блуждающих в тумане, и восстановившим свободный образ жизни, писателем государственным, великим моралистом и религиозным учителем, философским языком передающим христианские истины, человеком добродетельным и самых примерных нравов. Текст докладчика о философии Канта в России после 1945 года доступен по адресу: http://www.freunde-k

Видеозапись доклада

Материал предоставлен библиотекой истории русской философии и культуры «Домом А. Ф. Лосева»

Leave a Reply