А.Г. Гачева. Цикл лекций «Философия космизма и культура русского авангарда»

rus_cosmizm_i_avangard

Сергей Ряполов. Красный треугольник

2 и 9 июля 2014 года в Еврейском музее и центре толерантности в рамках работы выставки «Авангард и авиация» доктор филологических наук, в.н.с. ИМЛИ РАН А.Г. Гачева прочтет цикл лекций «Философия космизма и культура русского авангарда».

Первая лекция цикла, назначенная на 2 июля, называется “Русский космизм: образ мира, человека, истории”. Она посвящена оригинальному течению русской философской мысли второй половины XIX – начала XX в., представленному именами таких крупных философов и ученых, как Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др. Их объединило стремление к примирению науки и христианства, рефлексия о человеке как микрокосме, неразрывно связанном с Макрокосмом, о его творческой роли в мире, о планетарной и вселенской ответственности существа сознающего. Мысль о преодолении территориальной ограниченности человечества, победе над разделяющим пространством вызывала внимание к «воздухоплаванию», полетам в пределах земной атмосферы, открывала перспективу выхода в космос для его освоения и преображения, для «космического хозяйствования», распространяющего Божью заповедь «обладания землей» на весь Универсум. Стремление к освоению мирового, вселенского целого неразрывно сплеталось у русских космистов с мечтой о победе над временем, достижении бессмертия, возвращении к жизни всех ушедших в небытие.

Космисты утверждали антиэнтропийное качество жизни, ее способность сопротивляться распаду, повышая уровень «стройности» в природе, указывали на Логос, влекущий материю к совершенству. Человек – орудие Божественного Логоса, проводник Его преображающего действия в мире, соработник Творца в деле «восстановления мира в то благолепие нетления, каким он был до падения» (Федоров). Оправдание мира – как преображающейся ноосферы, становящегося Царствия Божия — и оправдание человека — как орудия этого становления соединяются в традиции отечественного космизма с оправданием истории: в своем высшем задании она есть поле встречи Творца и вершинного Его творения, богочеловеческого соработничества, пространство благого труда и творчества.

Вход свободный.

Leave a Reply