НАВСТРЕЧУ СЪЕЗДУ КАНТÓЛОХОВ

 

Один известный философ, работавший в городе Калининграде (бывший Кёнигсберг), так основательно раскритиковал чистый разум, что защищать его после этого стало просто неприлично. Так что если уж вы хотите защищать какой-то разум, то вам ничего другого не остаётся, как защищать нечистый. Логично?

Александр Зиновьев. Жёлтый дом.

Часть 1. Предостережение

Кто-то среди развалин бродит, вороша

листву запрошлоходнюю. То – ветер,

как блудный сын, вернулся в отчий дом

и сразу получил все письма.

Иосиф Бродский. Открытка из города К.

Последний месяц в мировой прессе активно обсуждается история с домом в посёлке Веселовка Черняховского района Калининградской области Российской Федерации, где, по сведениям румынского интернет-портала, родился великий калининградский философ Иммануил Кант (1724–1804) и на стенах которого недавно появилось граффити, состоящее из надписи «Кант – лох» и условных изображений сердца и цветка, интерпретированное медийным сообществом как акт вандализма. По мнению правоохранительных органов, авторами граффити являются местные подростки Панда, Дракончик и Морж. Региональные власти, застигнутые врасп-лох неожиданно громким резонансом в масс-медиа, сконцентрировались на формальных вопросах проблемы – качестве реставрации здания, обеспечения его безопасности, создания на его основе крупного международного просветительского центра «Кант-резиденция». Между тем весь дух кантовской философии, да и всей эпохи Просвещения, неопровержимо доказывает справедливость простой мысли: дом – это не только стены и камни. Но, увы, никто пока не обсуждает предметно вопрос о содержательном наполнении будущей «Кант-резиденции», о том, каким целям и ценностям будет служить её деятельность.

Тем временем остаётся совсем мало времени до первой годовщины ставшей культовой PR-акции Панды, Дракончика и Моржа «Кант – лох», так стремительно ворвавшейся в историю нашего региона и мировой общественно-политической и философской мысли. Учитывая резонанс события, представляется целесообразным отметить эту знаменательную дату проведением крупного международного междисциплинарного съезда учёных и интеллектуалов под рабочим названием «Наследие Канта и актуальные вызовы глобального мира». Эта задача особенно значима в наше время, когда некоторые государственные учреждения проводят конференции по псевдонаучной тематике (например, приснопамятная «Философия зайца»). Этому тренду именно на кантовской земле нужно противопоставить серьёзную и кропотливую научную работу, обеспечивающую синергетический эффект – результаты, одинаково полезные и для народного хозяйства, и для высокой академической науки.

Работа международного симпозиума могла бы проходить по следующим секциям и проблематике:

1. Гуманитарные науки:

  • визуальный поворот в критике кантианства Шопенгауэром, Ницше и Пандой (от философствования молотом к граффити);

  • «Кант – лох» как априорное синтетическое суждение, снимающее противоречия многозначной логики Я. Лукасевича;

  • «От Канта к Круппу» В.Ф. Эрна и «Кант – лох» Панды, Моржа и Дракончика: критика русской философией западного рационализма и его социально-политических импликаций;

  • рецепция кантовской мысли в коанах калининградских мистиков («Теперь ты познал, что мир материален», «Кант – лох» и др.);

  • Веселовка как место «столкновения культур» по С. Хантингтону: этические и политические интерпретации надписи Панды;

  • потенциал пандовской синтагмы в опровержении теории семантических универсалий А. Вежбицкой (границы возможного и невозможного в передаче слова «лох» средствами других языков индоевропейской, финно-угорской, сино-тибетской и других языковых семей);

  • текстопорождающие возможности мультиязыкового анаграмматического кода на материале творческого высказывания Моржа, Дракончика и Панды;

  • цветок и сердце как ключевые компоненты семиосферы в свете розенцкрейцерской традиции и культурные коды современности;

  • эволюция образа лоха в русской и мировой литературе (от Ивана-дурака и Кандида до Чапаева и Пустоты);

  • античные реминисценции в творчестве Панды и Дракончика (развитие героики лоха в древнегреческой и древнеримской армиях);

  • фольклорные истоки концепта «лох» (на материале балто-славянского и угро-финского и кельтского мифологического и песенного творчества);

  • компаративный анализ традиций свободы слова в истории местных сообществ Гумбинненского правительственного округа провинции Восточная Пруссия и Черняховского района Калининградской области РФ (эхо миграции гугенотов в Веселовку в манифестах Панды, Дракончика и Моржа);

  • эслохатологические коннотации квазирелигиозного протеста веселовцев – инновационные формы религиозной критики современной цивилизации.

2. Общественные науки:

  • функционирование культурного и духовного наследия в повседневной жизни населения малых городов и посёлков (на материале опыта СЗФО, Восточной и Западной Европы, США, Азии, Африки, Австралии, Антарктиды и других регионов);

  • «веселовский феномен» как фактор геополитики;

  • проблема свободы выражения личного мнения в условиях информационных войн современного мира;

  • надпись на стене «Кант-резиденции»: уголовное право vs административное право (вандализм или мелкое хулиганство – проявившиеся коллизии российского и международного законодательства);

  • актуализация правозащитной деятельности в контексте PR-акции Панды, Дракончика и Моржа «Кант – лох» (проблемы обеспечения конституционных прав и свобод личности и прав несовершеннолетних в условиях институциональных дефицитов гражданского общества);

  • внешний лохус контроля как психологическая доминанта в реакции сообщества на детские рисунки;

  • Панда – он или она? (качественная переоценка контента надписи на веселовском доме в зависимости от гендерной самоидентификации авторов);

  • инновационные технологии повышения туристической привлекательности и снижения инвестиционных рисков для ведения бизнеса в провинции на основе нетрадиционного использования культурного наследия;

  • влияние философской и общественной мысли на природный ландшафт (перспективы создания в излучине реки Деймы в районе посёлка Веселовка историко-культурного и природно-ландшафтного заповедника «Философские тропы Канта, Моржа, Дракончика и Панды» в свете российского и международного опыта);

  • брендирование культурных ценностей в контексте развития креативных индустрий и экспансии масс-культуры;

  • эффективные стратегии защиты нематериального культурного наследия на фоне тотального снижения культурного и образовательного уровня землян.

3. Естественные и точные науки

  • этологическая интерпретация поведения лоха (самца сёмги в брачном наряде) в свете кантовских моральных императивов;

  • разведение лоха: возможности капитализации территории Веселовского сельсовета через массовые посадки лоха узколистного (Elaeagnus angustifolia) или через повышение репродуктивной способности сёмги в Дейме;

  • преодоление противоречий дарвинизма и креационизма в веселовской неоэволюционистской парадигме: дракончик, морж, панда, лох, Кант как «пятичленка» в эволюции живых существ;

  • лохальная теорема Муавра – Лапласа в применении к вычислению дисперсии и матожидания Гауссова распределения величины гения от частоты появления в надписях на стенах;

  • текстовая провокация как нелинейная динамическая система: вычисление интегральных траекторий и их неожиданное совпадение с исходным текстом.

В ходе подготовки съезда проблематика секций может быть уточнена и расширена.

К участию в пленарном заседании, в работе секций и «круглых столов» следует пригласить ведущих российских и зарубежных интеллектуалов, которые смогут придать исследовательской деятельности «Кант-резиденции» должный масштаб весомость. Таких как Стивен Хокинг, Умберто Эко, Славой Жижек, Ноам Хомский, Григорий Перельман, БГ, Владимир Кант-ор, протоиерей Андрей Кураев, Владимир Соловьев, Виктор Пелевин, Татьяна Толстая, Дэн Браун, лауреаты нобелевской премии мира 2014 Малала Юсуфзай и Кайлаш Сатьяртхи, бывший комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес, Жерар Депардьё, Джеймс Кэмерон, Морган Фримен, Митио Каку и Леди Гага, а также Панда, Морж и Дракончик.

Целью и задачей съезда должно стать формирование новой синкретической научной дисциплины кантолохия, охватывающей все сферы духовной практики современного человечества как продукта деятельностного взаимодействия с культурным наследием прошлого.

В дни проведения съезда следует организовать различные дискуссионные площадки, фестиваль народного творчества и бардовской песни, турнир поэтов, конкурс детских рисунков, выставку современных мастеров граффити, лазерное представление, рок-концерт, байк-шоу, соревнования по ориентированию на местности, лёгкой атлетике и спортивному рыболовству, а также курсы изучения иностранных языков, менеджмента, экономики, финансов и права, школу юных журналистов и театральную студию.

Материалы съезда необходимо опубликовать в серии научных сборников и специализированном журнале «Вопросы кантолохии», учреждённом на съезде.

В ближайшее время предстоит создать международный оргкомитет будущего съезда, образовать рабочую группу, секретариат, информационное бюро и редколлегию, сформировать команду волонтёров, оформить заявки в крупные российские и международные фонды для получения финансирования.

Положительный опыт подготовки и проведения международного съезда кантóлохов будет способствовать отработке организационных моделей и логистических схем, использование которых поможет оптимизации усилий по созданию эффективного менеджмента по проведению в Калининграде матчей финального турнира Чемпионата мира по футболу в 2018 году и празднованию 300-летия со дня рождения Канта в 2024.

Работы – непочатый край, неподнятая целина. Промедление преступно. Если не начать действовать сегодня же, то меньше чем через год последователи Дракончика, Моржа и Панды получат полное моральное право написать наши имена следом за именем Канта на обломках «Кант-резиденции».

Илья Дементьев,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории

Балтийского федерального университета им. И. Канта (Россия)

Павел Фокин,

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник

Государственного литературного музея (Россия)

Авторы благодарят за консультативную помощь Дмитрия Кубрака, аспиранта математического факультета Массачусетского технологического института (США).

 

Leave a Reply