Первый выпуск: что делать?

Первый выпуск электронного журнала «Ergo Journal» посвящён теме «Что такое русская философия?» Редакционная коллегия намерена обсудить рамки, в которых уместен и своевременен разговор о русской философии как умопостигаемом целом. Несмотря на то что это понятие широко употребляется в разных контекстах, оно остаётся многозначным.

Можно предложить несколько вопросов для обсуждения. Есть различия между философией в России и русской философией (как между оригинальной африканской философией и философскими традициями в странах Африки, к которым принадлежат в большинстве европейски образованные философы); некоторые специалисты полагают, что самобытной русской философии имманентна религиозность (не мыслится иной русской философии, кроме русской религиозной философии); другие различают русскую и российскую философии по этническому принципу (для них о. Сергий Булгаков – русский философ, а Михаил Гершензон – российский мыслитель; но будет ли Григорий Сковорода русским или российским философом в этом случае?). Нет консенсуса в вопросе о статусе советской философии – входит ли она органично в русскую философскую традицию или представляет собой инородное тело, русский вариант западного марксизма? Принадлежит ли к русской философской традиции, например, Владимир Ленин? самостоятельным Может ли философия русского зарубежья быть представлена как единое целое в какой-то системе координат? Иными словами, возможна ли реконструкция общего контекста для понимания мысли, например, трёх Львов – Карсавина, Шестова и Троцкого?

При всей сложности определения границ «русскости» или «российскости» не менее трудным для решения представляется вопрос о дефиниции «философии». Относится ли к философии только строгое, отвечающее западным стандартам выстраивание систематического взгляда на мир, общество и человека (как у Владимира Соловьёва)? Или оправданно произошедшее явочным порядком расширение объёма понятия «философия», которое включает теперь философствование в художественной форме (у Фёдора Достоевского и Льва Толстого) и осмысление широкого спектра проблем гуманитарного знания с помощью разнообразных дискурсивных стратегий (у Михаила Бахтина и Юрия Лотмана)?

Ясно, что сложность заявленной проблематики обусловлена

• геополитическим положением России (находящейся в постоянном интеллектуальном диалоге с другими странами Европы),
• спецификой её историко-культурного опыта (состоящей помимо прочего в радикальных изменениях государственных границ и политической системы),
• наличием относительно древней самобытной традиции философствования (сложившейся первоначально в рамках восточного христианства, но выработавшей в ходе своей эволюции глубоко оригинальные философские системы).

В первом выпуске журнала мы ожидаем статьи и иные материалы, позволяющие обобщить различные точки зрения на обсуждаемую проблематику, выявить степень их обоснованности, осмыслить перспективы и сформулировать методологические ограничения для решения вопроса о том, что такое русская философия как единое целое.

Leave a Reply